Для Махвиша Бхатти выбор частной лаборатории для вакцинации от коронавируса был крайней мерой.
«Я был в отчаянии. Я запаниковал», — сказал по телефону 35-летний житель Лахора, Пакистан. «Моя мать все еще ждала свою вторую дозу вакцины, поэтому я думал, что моя очередь никогда не придет. Я подумал про себя, я просто куплю любую доступную вакцину».
Бхатти, которая недавно потеряла работу, пришлось заплатить более 12000 рупий (78 долларов; 56 фунтов стерлингов) частной лаборатории из своих личных сбережений, чтобы получить российский укол Sputnik V. Она со смехом добавляет: «Мне сделали один прививок, но еще один прививку в кошелек».
Но решение может оказаться одним из лучших, которые она когда-либо принимала. В настоящее время Бхатти входит в число менее чем 2% жителей страны, которые на данный момент получают дозу — он может пропустить длинную очередь, заплатив цену, недоступную для многих пакистанцев.
А сейчас число случаев заболевания растет, достигнув на этой неделе рекордных значений. Погребальные костры, горящие прямо через границу в Индии, являются ярким напоминанием о том, насколько быстро может обостриться ситуация, когда дело доходит до Covid.
В Пакистане количество активных случаев заболевания увеличилось с 16 000 в первую неделю марта до более 140 000 новых случаев только в апреле, а также более 3 000 смертей, что делает этот месяц худшим месяцем с начала пандемии.
Официальные данные показывают, что количество коек в отделениях интенсивной терапии (ОИТ) крупных государственных и частных больниц Лахора 28 апреля достигло более 93%, в то время как в некоторых крупных городах самой крупной и наиболее пострадавшей провинции Пенджаб наблюдается перерыв. 80% использование вентиляторов и кроватей с кислородом.
Если число инфекций продолжит расти, Пакистан может столкнуться не только с нехваткой коек. Федеральный министр планирования Асад Умар отметил, что страна уже использует 90% запаса кислорода, при этом более 80% уже идет на нужды здравоохранения.
Премьер-министр Имран Хан предупредил, что Пакистан — с менее чем одним врачом на 963 человека — может грозить катастрофа.
Как Пакистан попал сюда?
Одним из ключевых факторов, которые привели Пакистан к этому этапу, было прибытие британского варианта, что подтвердил Умар на второй неделе марта. Позже он заявил, что он более опасен, чем исходный штамм.
Но этот вариант столкнулся с другим: апатией.
«После второй волны люди думали, что все, все кончено», — говорит д-р Семи Джамали, исполнительный директор Медицинского центра последипломного образования Джинна (JPMC), одной из крупнейших государственных больниц Карачи.
«Практически никто не следовал стандартным операционным процедурам (СОП), таким как ношение масок и поддержание социального дистанцирования. Даже в больницах люди просто неосторожны».
Действительно, Пакистан вышел из первой и второй волн относительно невредимым. Первый всплеск произошел в мае и июне прошлого года, но через несколько недель прекратился. Вторая волна возникла примерно в середине сентября и продлилась до конца февраля.
С тех пор, как в феврале прошлого года в Пакистане был выявлен первый пациент с Covid-19, заразились более 800000 человек , и более 17000 человек умерли в течение следующих 14 месяцев. Но в стране с населением более 216 миллионов человек абсолютные цифры не так уж и велики.
Проблема в том, что никто не совсем уверен, как Пакистан сначала избежал сильного удара. Доктор Джамали предполагает, что «удача» сыграла свою роль. У других другие идеи.
«Честно говоря, мы до сих пор не уверены, почему наша первая волна была относительно недолгой», — сказал доктор Сайед Фейсал Махмуд, заведующий отделением инфекционных заболеваний в больнице при университете Ага Хана в Карачи (AKU).
«Оглядываясь назад, возможно, это произошло из-за очень строгих ограничений, которые были введены на раннем этапе, среди других факторов».
Но премьер-министр не заинтересован в новой изоляции. Хан сказал об этом в конце апреля , объяснив, что он не хочет предпринимать никаких шагов, которые вызовут раздор для ежедневных ставок и рабочего класса.
Однако он оставил возможность открытой, «если наши обстоятельства станут такими же, как в Индии».
Как избежать неминуемой гибели
Но провинции Пакистана, которые принимали решения самостоятельно с момента начала пандемии, могут все же взять ситуацию в свои руки.
После строгой двухнедельной национальной изоляции в марте прошлого года правительства, как федеральные, так и провинциальные, перешли к «умной» или «микро» изоляции, сосредоточив внимание исключительно на областях, которые пострадали сильнее, — тактика, которая остается популярной, хотя критики остаются неубедительными их эффективности.
Для доктора Джамали отсрочка изоляции — даже с дополнительными мерами, такими как закрытие школ, доставка еды в рестораны и вызов армии для принуждения к ношению масок и социальному дистанцированию — неприемлема.
«Я лично считаю, что должны быть приняты строгие меры. Им нужно пойти на большую изоляцию и установить маркер. Простая угроза карантина не сработает, потому что люди стали сопротивляться. Правительство должно продемонстрировать свою приказ для общего блага страны «.
«Мы до сих пор не остановили собрания, такие как свадьбы и торжества, которые вызывают распространение этой болезни», — добавляет доктор Насим Али Шейх, руководитель отдела реагирования на Covid-19 в больнице Хамид Латиф в Лахоре.
«С приближением праздника Ид народные массы вышли на улицы, и никто не принимает меры предосторожности. Просто установить законы недостаточно, их соблюдение необходимо, чтобы избежать надвигающейся гибели».
Конечно, есть и другой способ борьбы с вирусом: вакцинация.
Однако планы вакцинации до 50% взрослого населения к концу этого года кажутся далекими.
По словам доктора Фейсала Султана , специального помощника премьер-министра Хана по вопросам здравоохранения, Пакистан сделал чуть более двух миллионов доз с момента начала кампании вакцинации 2 февраля.
Это составляет 0,95 дозы на сотню человек . Индия, начавшая программу вакцинации в январе, сумела выдать более 144 миллионов доз, примерно 10,5 доз на сотню человек.
По словам доктора Султана, Пакистан на данный момент обеспечил только 18 миллионов доз, из которых страна получила лишь немногим более пяти миллионов доз. Согласно данным, собранным Duke Global Health Innovation Center, стране требуется не менее 86 миллионов доз.
В своем отчете Economist Intelligence Unit говорится, что Пакистан добьется широкомасштабной вакцинации, а это означает, что 60-70% взрослого населения страны к началу 2023 года.
Д-р Джамали из JPMC считает, что дезинформация и фаталистическое отношение к вакцинам замедляют реализацию программы. Однако она также добавляет, что «процесс закупки вакцины государством был очень медленным».
С другой стороны, доктор Шейх говорит, что, хотя правительству удалось провести эффективную кампанию вакцинации с простым для понимания процессом регистрации и вакцинации, этого недостаточно.
«К сожалению, этого недостаточно, так как большинство нашего населения не понимает концепции и цели вакцинации. Кампания должна включать осведомленность, а вместе с этим необходимо обеспечить более строгие СОП», — сказал он Би-би-си.
Для Махвиш Бхатти, несмотря на то, что она недавно получила второй укол вакцины Sputnik V, в конце туннеля не так много света.
«Процесс внедрения такой медленный. Иногда я задаюсь вопросом, когда же придет очередь моей возрастной группы пройти вакцинацию. Возможно, мне посчастливилось закупить дозы для себя, но как насчет обычного человека, ежедневного пари? У них этого нет. много лишнего. Как они его получат, если не будет вакцины? «