На следующей неделе в Англии будет снята наиболее значительная часть ограничений, и будет разрешено смешивание в помещении. Остальная часть Великобритании предпринимает аналогичные шаги.
Это означает, что для сдерживания распространения вируса ответственность все больше перекладывается на вакцины, а не на социальное дистанцирование и ограничения. Насколько хорошо они работают? И достаточно ли иммунитета у населения, чтобы защитить всех нас?
Вакцины прекрасно работают
Великобритания выиграла как от быстрого развертывания, так и от хорошего распространения. В настоящее время полностью вакцинирована треть взрослого населения, а еще одна треть получила одну дозу.
Среди тех, кто подвергается наибольшему риску — люди старше 50 лет и молодые люди с заболеваниями, у которых произошло 99% смертей от Covid, — прием первой дозы составил 95%.
Некоторые описывают это как частичную вакцинацию. Но это может недооценивать значение первой дозы, которая обеспечивает большую часть защиты — вторая действует для повышения иммунитета и важна для длительной защиты.
Согласно последним правительственным данным, основанным на данных, полученных в результате внедрения вакцины, одна доза вакцины Pfizer-BioNTech или Oxford-AstraZeneca снижает риск заражения на 70% и смерти еще больше.
Данные об их эффективности после двух доз только появляются — но, как и ожидалось, они предполагают, что этот уровень защиты еще больше повысится. Для Pfizer, который был запущен первым, риск смерти снижен на 97%.
Более того, считается, что у тех, кто был вакцинирован, но инфицирован, вероятность передачи вируса примерно вдвое ниже .
Вакцины работают так хорошо, как можно было бы надеяться в реальном мире, и подтверждают то, что всегда предполагали результаты испытаний.
Сможем ли мы достичь коллективного иммунитета?
Фактически, воздействие настолько велико, что повышается вероятность того, что Великобритания достигнет порога коллективного иммунитета, а это означает, что вирус вряд ли будет распространяться, потому что очень немногие люди могут им заразиться.
Сэр Джон Белл, член правительственной целевой группы по вакцинам, считает, что мы действительно, возможно, находимся в «переломном моменте».
Но это сложное уравнение, на которое влияют другие факторы. Количество естественного иммунитета от людей, уже перенесших Covid, будет иметь значение.
Данные за апрель, опубликованные Управлением национальной статистики, показали, что почти семь из каждых 10 взрослых имеют антитела к Covid — сверх того, что можно объяснить одной лишь вакцинацией.
Другой фактор — это реакция общественности. Даже если правительство полностью снимет ограничения в июне, как оно предлагало, неясно, как быстро вернется «нормальное» поведение.
Ясно одно: количество циркулирующих вирусов очень низкое и продолжает падать даже после того, как были сделаны первые шаги по выходу из изоляции.
Будет ли этого достаточно, чтобы остановить рост инфекций в ближайшие месяцы, еще предстоит увидеть.
Ученые всегда предупреждали, что ослабление в Англии, Шотландии и Уэльсе в понедельник, 17 мая, может привести к наибольшему увеличению численности, учитывая, что вирус, скорее всего, передается в помещении.
Но есть веские основания надеяться, что вакцины будет достаточно, чтобы остановить это в значительной степени самостоятельно, — говорит доктор Адам Кучарски, эксперт по инфекционным заболеваниям из Лондонской школы гигиены и тропической медицины.
«Возможно, мы дойдем до ситуации, когда [уровень заражения не будет расти] без необходимости принятия многих других мер», — говорит он.
«Вакцины работают настолько хорошо, что внутри страны мы можем постепенно ослаблять ограничения и наслаждаться летом».
Варианты вызывают некоторую неопределенность
По словам доктора Кухарского, большое неизвестное — это варианты. Те, кто идентифицирован в Бразилии, Южной Африке и Индии, по-видимому, способны избежать иммунного ответа на вакцины.
Но многое из этого основано на тестировании в лабораториях, а не на доказательствах из реального мира, что затрудняет интерпретацию, поскольку в значительной степени фокусируется на одном элементе иммунного ответа — антителах.
«Данные очень разрозненные. Из-за этого трудно с уверенностью сказать, что будет дальше».
По его словам, «наиболее вероятный сценарий» состоит в том, что вакцины теряют некоторую способность останавливать инфекции, но обеспечивают защиту от серьезных заболеваний.
Новые данные из реального мира говорят о том, что это действительно так. Исследование в Катаре показало, что вакцина Pfizer-BioNTech осталась столь же эффективной в предотвращении серьезных заболеваний и потеряла лишь небольшую часть своей способности блокировать инфекции — и это было против варианта Южной Африки, который больше всего беспокоит ученых.
Но некоторых беспокоит отсутствие уверенности. Директор клинических исследований Университетского колледжа Лондона профессор Кристина Пагель, член Независимой научной консультативной группы по чрезвычайным ситуациям, хочет, чтобы Великобритания действовала с большей осторожностью, не снимая ограничений полностью, пока все взрослые не получат свою вторую дозу, что не ожидается до конца сентября.
Она призывает к закрытию границ в австралийском стиле, чтобы снизить риск импорта вариантов. «Я просто не думаю, что риск стоит того», — говорит она.
‘Мы снижаем риски Covid’
Но, как всегда с Covid, аргумент возвращается к тому, что соразмерно. Существует теоретический риск того, что вирус может мутировать настолько, что подорвет вакцины, поэтому в серьезных случаях наблюдается всплеск.
Но какова вероятность того, что это произойдет внезапно, в отличие от постепенного сдвига в течение многих лет, который более характерен для коронавирусов и позволит обновлять вакцины, чтобы не отставать от вируса?
Профессор Нил Фергюсон, эксперт по инфекционным заболеваниям из Имперского колледжа Лондона, моделирование которого привело к первой блокировке, говорит, что это наихудший сценарий и маловероятный. И Великобритания «с гораздо большей вероятностью будет придерживаться устойчивого курса» выхода из пандемии.
Доктор Муге Чевик из Университета Святого Андрея соглашается. Изучив варианты, она говорит, что мы должны получить уверенность в складывающейся картине, поскольку доказательства «убедительно указывают» на то, что вакцины продолжают работать очень хорошо, по крайней мере, с точки зрения предотвращения серьезных заболеваний и смерти.
В худшем случае некоторое распространение будет продолжаться на низком уровне, но успех программы вакцинации означает, что теперь вероятность того, что это приведет к значительному количеству серьезных случаев, меньше.
«Мы находимся в действительно хорошем положении», — говорит д-р Чевик. «Мы снижаем риски Covid».